Опубликовано

Закономерности композиционного построения.

Цель визуальной организации формы – сделать  ее зрительно понятной. В основе композиционных закономерностей лежит объективная система, сложившаяся исторически как результат отражения окружающей действительности. Законы композиции складывались постепенно.Они формировались на основе отражения в сознании человека многообразных явлений реального мира, постижения объективных его закономерностей в процессе трудовой деятельности, стремления искать во всем порядок, чувствовать системность, единство и как результат эстетического познания действительности.
Приняв за основу принципы организации мира – ритм, симметрию, пропорции и т. п., которыми объясняется наше физическое бытие, в частности ориентация в пространстве, — человек сформировал закономерности композиционные. Принципы композиционных построений стали для созидающего человека инструментом, организующим временные и пространственные характеристики создаваемого произведения. Благодаря композиционным закономерностям, форма вступает в тесную связь с пространством в роли элемента данной композиции. Все средства построения композиции – объем и пространство, пропорции и масштаб, материал и конструкция, тектоника, фактура и цвет, динамика и статика, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, метр и ритм – подчиняются общему основному закону гармонического единства содержания и формы. Основной закон композиции вскрывает наиболее общие связи и закономерности.
Эти связи, обеспечивающие гармоничность любой композиции, называют свойствами (принципами). Визуальная организация формы, пространства. Определенные схемы композиционных построений ставят композиционные задачи. Основные принципы построения композиции:
Статика – это состояние покоя, равновесия, уравновешенности, устойчивости во всем ее строе.
Динамика – это зрительное восприятие движения, стремительность формы.
Симметрия — принцип организации композиции, где элементы расположены правильно относительно оси, проходящей через центр формы. Симметрия наиболее ясное и простое из всех существующих композиционных посторенний.
Асимметрия – это зрительное равновесие неравных элементов композиции. Основная особенность асимметричных композиций – наличие нескольких вертикальных осей, она воплощает динамично-эксцентрическую систему, основанную на контрастах и равновесии, в противовес системе классической, характеризующейся статичностью.
Метр – простая форма ритма. Простой повтор одинаковых элементов дает простейшую форму ритма. Когда модулем ритма, становится сложная группа форм, ритм называют сложным.
Ритм образует движение, создает эмоциональный строй, различают мягкий, уравновешенный, убывающий, нарастающий. Динамика ритма обуславливается определением чередования элементов, их поступательным движением. Слово ритм означает по- гречески «течение». Ритм — основа композиционных построений. Ритм может быть найден и выражен посредством пятен, линий, точек, тонов. Закономерности ритма диктуются необходимостью, вытекающей из существа темы.
Цвет это свойство предмета. Цвет имеет эмоционально-образную выразительность и оно бесконечно по разнообразия воздействия на человека.
Масштабность – характеристика значимости, соразмерности формы и ее элементов по отношению к человеку, окружающему пространству и другим формам. Чувство масштабности – это реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине. Это размерные отношения двух элементов (частей) формы.
Контраст – резко выраженная противоположность элементов композиции. контраст усиливает, подчеркивает различие свойств форм, делает их единство более напряженным и впечатляющим, содействует обострению восприятия целого.
Контраст и нюанс представляют собой как бы градации отношений однородных свойств предмета: размеров, пропорций, цвета, фактур.
Нюанс – сглаживание, незначительное отличие размеров, пропорций цвета. В любом случае нюансы, сколь бы они не были незначительны, должны четко восприниматься. Нюанс форм и размеров используется в борьбе с монотонностью, жесткостью ритма в восприятии композиции.
Тектоника – логически смысловая связь элементов формы, зримое отражение в форме изделий его конструкции и организации в нем материала. Это специфическое средство художественной выразительности, органически связанное с конструктивной объемно-пространственной структурой изделия. Тектонические закономерности проявляются в форме предметов всегда конкретно в зависимости от функциональных, конструктивных и эстетических требований. Конструкция – функционально утилитарные связи элементов формы.
Знание закономерностей композиционного построения дает художнику – проектировщику ту необходимую профессиональную подготовку, без которой невозможна плодотворная творческая работа.

Share and Enjoy:
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter

Добавить комментарий